|
|
Удивительные
моменты фильма
Если бы в фильме их не было, его сюжетная линия
ничего бы не потеряла, он и без них остался бы эффектным и красивым
историческим боевиком. Но то, что они в нём есть, сразу делает его исключительным,
открывая глубину понимания, степень продуманности действия и образов
героев и, конечно, блестящее воплощение идей. Это вещи, к которым надо
присмотреться, но они стоят того.
Первая
кровь
Хронологически это первый эпизод, который следует
включить в данную подборку из-за его многозначности и важной роли, которую
он играет в восприятии фильма, а также ради того необычного подхода,
который был здесь применён авторами.
Думаю, могу с уверенностью сказать (ориентируясь
на свои личные впечатления и не только), что мало кто с первого раза
понял, что же действительно произошло в тот момент, когда Ибн Фахдлан
начал хвалебную оду - настолько внезапно вспыхнула и быстро закончилась
схватка. Видимо, с таким расчётом и была снята эта сцена. Сперва ясен
лишь результат: человек, который только что сидел и спокойно разговаривал,
вдруг зарубил своего соседа по столу. Ужас на лице араба, ошеломлённого
и ничего не понимающего (как и мы, зрители), - чувство, которое должен
испытывать (хотя, возможно, и не в столь эмоциональной форме) в подобной
ситуации всякий нормальный человек. Вот так нам сразу дают представление
о картине нравов общества, в которое перенёс нас фильм, но не только
это.
Куда важней след, оставшийся в нашем восприятии,
отпечаток, который увиденное накладывает на того, кто вышел победителем
и кто, как это сразу ясно, будет одной из главных фигур в последующих
событиях. Первое впечатление - память о пролитой крови - будет всё время
подспудно бороться с могучим притяжением незаурядной личности прирождённого
вождя, чтобы в этой борьбе родился сложный, цельный и глубокий образ,
несводимый к клише положительного или там отрицательного киноперсонажа.
Так я смотрела фильм в первый раз. И эти ощущения
- неотъемлемая часть первого, самого потрясающего впечатления от фильма,
и я ничуть о них не жалею, хотя теперь понимаю, что всё было не так,
и этот эпизод скорее говорит в пользу Буливайфа, чем против него. Разберёмся
-
Сначала сделалось понятно, что зачинщиком схватки
был тот, кто стал её жертвой. Если смотреть внимательно, то ясно видно,
что он занимает место рядом с Буливайфом с совершенно определёнными
намерениями. (Удивительно, как этого не замечаешь в первый раз, но меня
в связи с этим только больше восхищает последовательность авторов в
подаче действия от первого лица.)
Всё так, но причины столкновения это не проясняет.
Да и как она может быть прояснена, когда мы воспринимаем действие с
точки зрения того, кто впервые видит этих людей и знает о них не больше
нашего?
Скорее всего, причина убийства за пиршественным
столом разъясняется в "Eaters of the Dead", но ответ, если
поискать, можно найти и в фильме.
А найти его можно в титрах (хороший фильм интересно
смотреть до самого последнего кадра). В списке действующих лиц есть
такой персонаж WOULD BE KING. Ну, king - король, это ясно, дальше берём
словарь: would-be - "претендующий на", "желающий".
Значит - "тот, кто хотел бы быть королём". Выходит, этот человек
тоже "один из наследников" умершего короля. (Кстати, королей
тогда выбирали.) Вот и ответ. Но ведь это открытие - гораздо больше,
чем отгаданная загадка, потому что оно заставляет по-новому взглянуть
на участников событий и переоценить собственное отношение к ним. К ним
обоим, но я скажу только об одном.
Сначала он предстаёт властолюбивым скандинавским
конунгом, твёрдой рукой устанавливающим свои порядки - человеком бесспорно
выдающимся, в чём не сомневаешься с первого взгляда. Собственно, и этого
было бы вполне достаточно. Редкий фильм вообще может похвастаться такой
впечатляющей фигурой. Но что тогда следует думать об этом фильме,
так как на самом деле он гораздо больше, и как король, и как человек.
Данный эпизод - всего лишь один из ключей к пониманию глубины внутреннего
содержания этого образа.
Почему он, воспитанный временем, которое полностью
признавало право сильного "Если можешь - бери", заранее не
расправился с конкурентом, тем более, зная, что от него следует ждать
предательского удара в спину? (А это он знал, так как противнику не
удалось захватить его врасплох.) Никто бы ничего не сказал, как не сказали
потом (видимо, убитый вправду ничего не стоил).
И всё-таки он предпочёл ждать этого удара,
чем нападать самому. Стало быть, у него были собственные понятия о морали,
отличные от таковых у современного ему общества, и он ещё мог позволить
себе придерживаться их. Не уважать его вообще невозможно, но моё уважение
выросло стократ, когда я поняла всё это.
Эта сцена имеет и достойное завершение. А именно
- взгляд, брошенный королём на поражённого поэта. Ведь он не взглянул
больше ни на кого, однако на него посмотрел. Как мне кажется, проверяя,
насколько угадал его реакцию. Это не только доказывает, что он хорошо
разбирался в людях, но и ещё раз подчёркивает особые отношения, установившиеся
между двумя этими людьми, не обменявшимися ни словом, с самой первой
встречи.
Этот эпизод занимает в фильме 15 секунд. Может
быть, у меня получилось слишком длинно, но это наглядная иллюстрация
невозможности пересказать словами настоящее кино. Тем более, что словам
не под силу передать полной меры эстетического наслаждения осознавать
и чувствовать всё это.
Вряд ли можно требовать от фильма большего,
чем описано здесь. По-моему, это уже вершина.
Улыбка
сумасшедшей
О ней было уже сказано, однако эта деталь достойна
того, чтобы назвать её удивительной.
Улыбка, промелькнувшая на лице предсказательницы
при виде чужеземца означает, что её пророчество связано с первым, на
основе которого араба заставили ехать за тридевять земель. Но ведь о
нём она никак не могла узнать. А следовательно, это доказательство того,
что есть судьба, и есть правдивые предсказания судьбы, а также что у
этого фильма есть идея, продуманная до таких "мелочей", как
эта мимолётная улыбка (которую ещё надо заметить, так как время здесь
для ленивых зрителей никто не тормозит).
Чужой
Разделение мира на свой (человеческий, реальный)
и чужой (потусторонний) нам сегодня трудно понять. Но именно так мыслили
наши далёкие предки и именно так воспринимают свой мир герои фильма,
о котором идёт речь. Это многое позволяет объяснить в их действиях.
Что же касается конкретно данного эпизода,
то удивительно, конечно, что в фильме нам пусть раз, но даётся возможность
возглянуть на НАШ мир из ДРУГОГО мира. Тем самым во-первых, подчёркивается
разделение миров, а во-вторых, что не менее важно, венделы - пришельцы
из другого мира, поднимаются на более высокую ступень, получив, как
и главные герои фильма, право смотреть от своего лица. Это полностью
согласуется с тем, как они изображены в дальнейшем.
И ещё кое-что. Королевский чертог, на который
смотрит вождь венделов, это с одной стороны символ мира людей (мира,
в котором живём и мы), как Хеорот в "Беовульфе", с другой
же стороны, это объект будущего нападения. Так снова неразрывно сплетаются
друг с другом эпика и реализм - двуединая основа фильма.
Страх
в пещере
На мой взгляд, это самое сложное место в фильме.
По крайней мере я далеко не сразу нашла объяснение неосознанному подозрению
"что-то здесь не так", и "я не понимаю здесь чего-то
важного".
Главный герой боевика, по американским стандартам
(да и не только) не может испытывать страх, тем более, не скрывая его.
Бояться может кто-нибудь, вроде Ибн Фахдлана, но то, что в этом фильме
мотив преодоления страха выходит далеко за рамки обычных представлений,
меня просто потрясло.
В пещере матери венделов свой страх встретил
Буливайф. Может, потому этого не понимаешь сразу, что слишком неожиданно
, чтобы такой человек чего-то испугался. Но устрашила его, конечно,
не женщина, пусть даже с отравленным когтем, как не мог этого сделать
никто из её многочисленных соплеменников.
Этот страх от того, что он стоит лицом к лицу
с тем, о чём прежде только слышал в древних сказаниях. Он в потустороннем
мире. Он попал туда той дорогой, которая, как говорили, ведёт туда:через
лес, по подземной реке, и перед ним не женщина, а чудовище. Он от того
медлит, теряя драгоценные секунды, что вокруг него ожило, стало реальным
то, о чём он раньше слышал, но не особо верил.
Может быть, на его месте человек менее вдумчивый
и впечатлительный не испытал бы ничего подобного. Но винить его, тем
более учитывая, что он сделал в дальнейшем, невозможно. Так что этот
страх не только не наносит урона его мужеству, но напротив, подчёркивает
его: герой не тот, кто не испытывал страха, а тот, кто сумел преодолеть
его.
Этот эпизод по-новому освещает личность человека,
с которым он связан. Но кроме того, он даёт новые основания восторгаться
создателями фильма за то, что им удалось так правдиво воссоздать мировоззренческую
картину эпохи. Такого, по-моему, больше нигде не увидишь.
|