Вообще
И вот он - "Тринадцатый воин". Возможно,
единственный фильм, в котором есть эта неуловимая душа. С одной стороны,
учитывая специфику темы, это должен быть дух древности, с другой - мы
должны чувствовать себя в этой древности почти как дома и не заглядывать
в тот мир из-за забора. Как удалось авторам фильма совместить эти противоположности
и не переступить границу, я не знаю. И никто, по-видимому, не знает,
почему у одних получается, у других нет. Здесь - получилось.
А что касается исторических деталей, то с ними
тоже всё в порядке. Огрехи, конечно, если поискать, можно найти везде,
но общего впечатления они не испортят. Тем более, опять не нужно забывать
о необходимости компромисса между исторической достоверностью и стереотипами
нашего сегодняшнего восприятия. Скажу только об оружии: после блестящих
игрушек как приятно смотреть на вещь, выглядящую настоящей, тяжёлой
и сделанной вручную, и имеющую форму, во-первых, к которой мы привыкли
(скандинавские мечи были похожи на славянские), а во-вторых, сообразную
месту и времени событий, а не ту, которая пришла на ум голливудским
дизайнерам.
Однако внимание к исторической правде в этом
фильме идёт дальше внешних атрибутов и относится к сфере духовной жизни
его героев, их миропониманию и морали, кстати, сильно отличающейся от
нашей. Но которая в фильме нигде ни осуждается, ни оправдывается: и
полное презрение к смерти тех, кто после гибели собирался жить, и страх
перед потусторонними способностями врагов более, чем перед их реальной
военной силой, и скорые расправы, и непреложная вера в судьбу, и жажда
славы. Дух древнего эпоса витает над всем фильмом, а уже в него вплетена
история - то, что действительно было, и то, чего не было, но вполне
могло бы быть.
|