|
|
Король
Если араба критики наградили всевозможными нелестными
характеристиками, то об этом втором главном герое фильма они вообще
молчат. И правильно делают, кстати. С их уровнем восприятия действительно
вряд ли можно сказать что-либо о человеке, который настолько не похож
на героя американского фильма, что в их стандартном наборе типажей,
видимо, не нашлось, с чем сравнить. Тем более, что Владимир Кулич, насколько
я понимаю, не принадлежит к числу голливудских звёзд, на которых привыкли
паразитировать наши доморощенные знатоки кинематографа. Однако один
из них всё же осторожно заметил, что он "порой интересней"
Бандераса. А мне здесь вообще нет нужды оглядываться на общее мнение,
и я скажу, что он сыграл потрясающе.
Я помню своё первое впечатление: как он с первого
кадра явился весь, сразу, и всё же до конца остался загадкой, непонятным,
а может, непонятым. Этот образ - счастливое сочетание силы и ума, которые
в современном массовом искусстве обычно разделяют, видимо, считая непосильной
нагрузкой для своих картонных персонажей; причём, такой силы и такого
ума, которые и по отдельности не встретишь. Не знаю, кто ещё из персонажей
современного кино имел бы, как он, право сказать (а эти слова в первую
очередь обращены к нему самому), о том, что глупость - "непозволительна".
Буливайф, без сомнения, ярчайшее воплощение героического
пафоса фильма. Но он гораздо больше, чем просто эпический герой, тот же
Беовульф. Беовульф не ведал страха, а вот Буливайф (и это одна из самых
сложных и дорогих вещей в этом фильме) встречает и побеждает свой страх.
Таким образом его мужество поднимается от традиционного бесстрашия древнего
героя (и современного супергероя), не требовавшего от своего обладателя
никаких усилий, до нравственного мужества, за которое платится большая
цена. И вообще, ничто человеческое ему не чуждо, хотя то, прямо скажем,
страшноватое впечатление, которое он оставляет уже с первой встречи, настолько
сильно, что не сразу заметишь, что этот угрюмый и грозный предводитель
умеет улыбаться. А он умеет,да ещё как! В общем, сказать о нём можно так:
какими сложными и интересными личностями ни являются другие герои фильма,
но король (как ему и положено) на голову выше всех остальных.
Вообще, для меня он - самое сильное впечатление
фильма. И если здесь о нём сказано немного, то только потому, что рассказать
это невозможно. Это нужно видеть.
И ещё, пожалуй, самое главное. Я не знаю ни
одного американского фильма, где бы понятие подвига простиралось бы
дальше победы над врагами, а борьба имела бы не чисто физический смысл.
Понятия же "победить" и "остаться в живых" они вообще
не разделяют. Я могла бы сказать "не знаю", если бы не "Тринадцатый
воин". Ибо в нём самая главная битва, в итоге решившая исход всех
остальных, -- одинокая, долгая, страшная битва из последних сил со временем,
с болью, с темнотой, небытием. Он совершил невозможное и завершил своё
дело - человек, который погиб, но победил свою смерть.
|