|
|
Венделы
Таинственное племя пожирателей трупов многим
кажется самым слабым звеном сюжета. Я отнюдь не разделяю этого мнения
и готова привести аргументы в пользу того, что не так уж венделы и невозможны.
Ведь жили в одно и то же время рядом с теми же скандинавами саамы, находившиеся
примерно на таком же уровне развития; первые переселенцы из Европы в
Англию застали там древних обитателей острова, да и сейчас такие племена
ещё остались. А что до кровавого культа, то верования и обряды всех
без исключения древних народов мы сочли бы кровавыми, а если на этой
теме паразитирует американский кинематограф, то это ещё не значит, что
на самом деле такого быть не могло. И даже в наш компьютерный век кое-где
по-прежнему устраиваются ритуальные походы за головами, а уж 1000-то
лет назад...
И вообще, кто может поручиться, что
когда-то именно такая, как в фильме, или похожая история не легла в
основу преданий, из которых позже вырос тот же "Беовульф"?
Но как бы то ни было, венделы - ещё один яркий
пример прекрасного знания создателями фильма психологии древнего
человека, и с этой точки зрения они совершенно реальны. Неолитическое
племя, находящееся на стадии матриархата, их Мать - главная хранительница
культа и на этом основании обладает по-видимому, полной властью. Это
люди, для которых война ещё не стала ремеслом или "продолжением
политики силовыми методами". Они убивают не ради добычи или места
под солнцем, но ради умиротворения потусторонних сил, влияющих на их
жизнь в этом мире. Потому и всадники одеты в шкуры зверя-предка (в повседневной-то
жизни они одевались иначе), что они совершают ритуал. И поэтому же они
отступают тогда, когда победа практически в их руках: священнодействие
должно происходить в темноте и до рассвета венделы должны вернуться
к себе.
Кстати в "Беовульфе" описан похожий
случай, но с точностью до наоборот. Германцы не сражались как раз в
темноте, а за ночь к отряду, загнанному в ловушку, подоспела помощь,
и утренний бой превратил вчерашних победителей в побеждённых. То же,
что венделы избирают для действий ночь, а не день, не менее явно, чем
кровавые следы обряда, указывает их противникам (да и нам тоже), что
они служат силам тьмы.
А вот северяне демонстрируют переходный этап
на пути постепенного забывания магии. С одной стороны, они недалеко
ушли от венделов, и чужаки кажутся им пришельцами из потустороннего
мира, рождая суеверный страх ( да что они, вспомним реакцию человека
из более развитой цивилизации, когда он наконец поверил, что бьётся
с обычными людьми). С другой стороны, кто больше, кто меньше, они смотрят
на них как на обычных врагов из плоти и крови ("лучше бы это был
дракон"). А враги они серьёзные. Отрадно отметить, что и здесь
авторы фильма идут дальше обычных кинематографических представлений,
где менее цивилизованные - значит более слабые и тупые. Покрытые только
звериными шкурами, вооружённые луками и дубинами, они тем не менее на
равных сражаются с противниками, имеющими более совершённое вооружение.
Чего только стоит безмолвный диалог двух вождей - равных! -- по-моему,
одно из лучших мест картины.
И вообще - стоит повнимательнее присмотреться:
какие же они на самом деле, эти людоеды, эти "таинственные создания,
приходящие из тумана и уничтожающие всё на своём пути" (mysterious
creatures legendary for consuming every living thing in their path).
Вот они мчатся, чудовищные всадники-медведи. Лица скрыты в тени звериных
морд, а из под оскаленных клыков сверкают белозубые улыбки! Они смеются
- молодые, отважные, опьянённые бешенной скачкой и кровавым ночным таинством.
Нет, они действительно не только люди сейчас. Медвежьи шкуры приросли
к плечам и страшнее, чем живые, горят на косматых мордах мёртвые глаза...
Если честно - даже не знаю что сказать. Разве
только - назовите мне другой фильм, где бы первобытные, да и вообще
ЧУЖИЕ, могли бы рассчитывать на такое внимание, понимание и, пожалуй,
уважение к своему, совершенно непохожему на наш, миру. Тем более, учитывая,
что в "Тринадцатом воине" венделы - враги, синоним ужаса и
гибели. Нет, - назовите!
О названиии: похоже, своим появлением
в фильме венделы обязаны вождю венделов, который тоже является
персонажем "Беовульфа". Только его зовут Вульфгар, и венделы,
конечно, совсем не те. Поэтому М.Крайтон во избежание недоразумений
решил от них отмежеваться. Здесь я пишу это название так, как его удобно
произносить по-русски (и так, как оно воспринимается на слух), но на
самом деле в фильме они зовутся иначе -- Wendols (вендолы). Может, свою
роль в выборе именно этого слова сыграло сходство в звучании с "Гренделем"
- именем чудовища из "Беовульфа", хотя можно придумать и что-нибудь
другое, а вот медведи - явно причудливо преломлённый отзвук поэмы, ведь
имя Беовульф представляет собой кеннинг (иносказательное определение)
и может толковаться как "волк пчёл", то есть медведь.
А напоследок скажу, что "активные боевые
действия" венделов, вынудившие их жертв просить о помощи, видимо
были связаны с приходом к власти в племени конкретных людей (Матери
и вождя), ведь раньше они уживались с соседями более или менее спокойно.
Такое предположение, по-моему, вполне логично, и при этом оно объясняет
предсказание о том, что нашествие будет остановлено с их смертью, как
это и произошло.
|